Александр Кокорин был не единственным российским игроком, кто покинул РПЛ прошедшей зимой ради выступлений в Европе. Когда «Тамбов» начал раскалываться на куски, Евгений Шляков оказался в числе большинства рванувших из клуба. И, несмотря на предложения от других команд в лиге, 29-летний защитник в январе решил отправиться в чемпионат Румынии.
В большом интервью Metaratings.ru футболист рассказал, сколько ему должен «Тамбов», объяснил, почему согласен с бывшим партнёром, назвавшим клуб грязным местом, и рассказал о самой дикой поездке команды на матч в этом сезоне. Также новичок клуба «УТА» из города Арад рассказал о переезде в Румынию, отношении местных игроков к алкоголю и желании закрепиться в Европе.
«Об интересе из Румынии узнал от супруги Младена Кашчелана»
– В январе вы перешли в румынский клуб «УТА» из города Арад. Что из себя представляет команда?
– В нашей премьер-лиге я играл только в «Тамбове», но думаю, что по уровню организации многие клубы РПЛ позавидовали бы тому, как здесь всё устроено. В последний год, проведенный в «Тамбове», премьер-лига чувствовалась только когда мы выходили на суперстадионы против сильных соперников. А здесь уровень премьер-лиги начиная с организации и заканчивая восстановлением.
– Как возник вариант с клубом?
– В начале января мне позвонила старая знакомая Марьяна Кашчелан (сербский агент, супруга бывшего полузащитника «Тамбова» Младена Кашчелана, – Прим. Metaratings.ru). Мы в хороших отношениях, но долго не общались, поэтому её звонок удивил. Она сказала, что мной интересуются в Румынии.
Я ожидал вариантов в премьер-лиге, но там просили подождать день-два, а в Румынии сразу обозначили интерес ко мне. Чутьё подсказало, что надо ехать. Семья поддержала и решил ехать.
Окончательным сигналом для меня стал звонок Александра Карапетяна (партнёр Шлякова по «Тамбову», – Прим. Metaratings.ru), у него много связей в Европе, и ему тоже сказали, что ко мне есть повышенный интерес. Находиться в состоянии ожидания больше не захотелось, поэтому оперативно стал готовиться к переезду в Румынию. Конечно, хотелось бы, чтобы в «Тамбове» всё нормализовалось, но в данный период времени я всё сделал правильно.
– В деньгах от этого перехода выиграли?
– Получаю чуть больше, чем в «Тамбове», если бы там всегда платили вовремя. Машину мне клуб предоставил, на жилье они дают квартирные. В принципе, можно в них уложиться, но я доплачиваю ещё 200 евро в месяц за квартиру, которую сам выбрал. Надеюсь, скоро прилетит жена и будет ещё приятнее здесь жить.
– Что вам было известно о команде, когда приходили?
– «УТА» шесть раз становилась чемпионом Румынии, два раза выигрывала Кубок страны, но всё это было ещё в прошлом веке. Сейчас клуб строится заново, ещё в прошлом сезоне играли в первой лиге.
На первый сезон в высшей лиге руководство серьёзных задач не ставило, но здесь все люди амбициозные. Чемпионат построен так, что во втором этапе шестёрка сильнейших борется за места в еврокубках, а остальные 10 команд играют за сохранение мест в чемпионате. Сейчас наша команда на седьмом месте, и в команде все очень хотят продолжить сезон в топ-6, несмотря на обновление команды.
Наши фанаты одни из лучших в стране, как все говорят. Я в этом убедился, когда впервые поехал на игру. Стадионы, как и во многих странах Европы, закрыты для болельщиков, но болельщики всё равно нас встретили большой толпой перед стадионом и поддерживали. Во время разминки их было слышно, хотя они находились за территорией стадиона. Это было очень клёво.
«Болельщики скупили 85% всех абонементов, хотя понимали, что не попадут на стадион из-за пандемии»
– В трансляции видно, что стадион у команды тоже в порядке.
– Да, его только к прошлому сезону построили, очень современный. Вмещается 12 тысяч при населении города в 150 тысяч. Мне говорили, что до всех ограничений, он постоянно заполнялся.
– Почти каждый 10-й житель города ходит на футбол!
– Но больше всего меня удивило другое: почти 85% всех возможных абонементов местные выкупили, хотя понимали, что не попадут на футбол из-за пандемии. Это осознанное решение безвозмездно помочь своей команде.
– В Румынии есть закон, по которому клубы должны играть в высшей лиге на аренах вместимостью не менее, чем в 5 или 10 тысяч человек?
– Нет. Меня всегда удивляло это правило в России. Здесь команды могут играть на стадионах с одной трибуной и никаких претензий от местной футбольной федерации нет. При этом футбол пользуется популярностью, его смотрят в Италии, Испании, Германии. И показывают футбол по федеральным каналам каждый день. С удивлением заметил, что здесь всё делается для людей.
– Другая бизнес-система, где люди вкладывают свои деньги, а не государственные. На примере «Тамбова» вы лучше других знаете, что за них ответственность ниже...
– К сожалению, это правда. Здесь футбол – это качественно выстроенная система от молодёжного футбола до перехода в профессиональный. В этом плане какой бы уровень футбола ни был в Румынии, он не отличаются от большой Европы.
Однажды я летел в самолёте, а рядом сидела женщина. Мы разговорились, хотя я в основном слушал, потому что плохо говорю на английском. Вдруг она говорит, что узнала меня. Спутала меня с нашим полузащитником Модестасом Воробьёвасом из Литвы. Нас иногда путают, потому что я тоже коротко подстригся.
Я её поправил, и она сразу поняли, что я тот новый русский. Оказалось, что она одна из директоров компании, спонсирующей клуб. И таких партнёров в клубе много. Они не лезут в дела клуба, но понимают, что раз вложили в нас деньги, то они могут принести им выгоду. Никаких подковёрных игр с финансами там невозможно представить, потому что нет денег из ниоткуда, как это бывает в России, когда люди из спорткомитетов или администраций пытаются что-то «придумать».
«Здесь живут более жизнерадостные люди, чем в российской провинции»
– По уровню футбола на что похож чемпионат Румынии?
– Поля пока не в лучшем состоянии, потому что этой зимой в один день могло быть +15 градусов, а на следующий -5. Из-за состояния газона уровень футбола уровень пока, мне кажется, чуть ниже, чем в нашей премьер-лиге, но я пока не могу объективно оценивать, потому что провёл здесь всего месяц. Первые выводы смогу сделать через полгода. Хотя тренер меня на первой встрече предупредил, что уровень футбола в России выше.
– Через неделю после перехода вы уже стали регулярно играть в каждом матче. Готовы были без нормальных сборов?
– Я приехал 17 числа, сразу провели презентацию, поехал с командой на игру просто для поддержки, но не играл. Особенно после ФНЛ нравятся короткие перелёты. Самый длинный выезд был за 700 километров, но все равно летели чартером.
Я сразу предупредил, что пока не в лучшей форме, но ещё в отпуске самостоятельно много занимался. Здесь начал бегать по городу. Дебютировал 31 числа, тренер выпустил во втором тайме. Провёл неплохую игру, даже мог забить, но не получилось резко войти в историю города.
– Бытовых проблем нет в стране?
– Для них большая проблема была с оформлением меня как гражданина России. Если бы я был членом Евросоюза, то никаких проблем с оформлением не было. Из-за документов возникли небольшие заминки, но как только всё сделали, сразу начал работать с командой.
Так понимаю, что я первый российский футболист в чемпионате Румынии в новейшей истории лиги. Когда-то очень давно, как я понял, играли пару россиян, но не знаю, кто именно.
– На презентации вы много говорили об истории команды и даже углубились в статистические показатели «УТА» в этом сезоне. Почему это вам так важно?
– Я не думал, что кто-то из Европы может на меня посмотреть в России. Для меня это огромная честь, что на меня обратили внимание. Когда я услышал об интересе, стал всё изучать о клубе и городе. Для меня было важно, какие люди живут в городе, как выглядит Арад. Это типичный западноевропейский город. До Будапешта – столицы Венгрии – 200 километров, до столицы Румынии Бухареста – 550. Всё близко.
Арад – город провинциальный. Мне показалось, что здесь более жизнерадостные люди, если сравнивать с российской провинцией. Множество служб следят за чистотой города, это приятно видеть. Всегда готовы помочь ближним.
– Сталкивались уже с таким?
– В городе нужно платить за парковку, но я ещё иногда путаюсь, как это сделать. Румынский не знаю, английский хорошо понимаю, но разговариваю пока очень плохо. Ко мне два человека подошли и сразу стали помогать.
Через день, когда я снова стоял у паркомата, ко мне подошёл полицейский. Когда понял, что на румынском я его не пойму, просто молча через телефон всё сделал, улыбнулся и ушёл.
«Больше всего удивился, что накануне матчей игрокам предлагают вино»
– Как опишите румын в нескольких словах?
– Очень приветливые, всегда готовы помочь и никуда не торопятся. Многие люди в Румынии очень непунктуальные. Могут сказать, что встреча в пять, и всё равно сильно опоздают. Полная противоположность немцам и швейцарцам.
– Что они спрашивают о России?
– При упоминании России они сразу вспоминают водку и морозы. Для них мы живём на огромном куске суши где-то на севере, а половина страны находится подо льдом. Вообще, они очень восприимчивы к холодам. В один день температура опустилась до -8, и в городе началась паника, некоторые заведения не открылись.
– Спрашивают о водке, а сами пьют?
– К моему удивлению, после игр в раздевалке у них стоит пиво. Можешь подойти и взять бутылку. Пьют не так, как русский человек. Это у них считается нормой, спокойно могут выпить при тренере.
Но больше всего я удивился, что на ужине накануне матча предлагают бокал красного вина для лучшего пищеварения и успокоения перед сном. Для меня, конечно, это в диковинку, никогда ни с чем подобным не встречался в России. Да, после игр можно позволить бокал вина или пару бокалов пива, но чтобы перед тренером и за день до матча…
– Как там у них с английским языком?
– В больших городах, думаю, тебя все поймут и смогут объяснить. В Араде знающих английских поменьше, но если сравнивать с русской провинцией, то тут больше англоговорящих людей. Мне предоставили русско-румынского учителя, но, мне кажется, английский я схвачу быстрее.
Русскую речь встретить не так просто. Недавно встречались с «Киндией», а в их составе играл молдавский парень (Вадим Раца, – Прим. Metaratings.ru). Он во время игры несколько раз меня окрикнул и просил передать привет Валерию Чуперке. Надеюсь, через Metaratings получится это сделать.
«Если бы совсем долгов не было, то остался в «Тамбове»
– Связь с «Тамбовом» поддерживаете?
– Мы все находимся в общем чате, никто не удалился. Все хотят свои заработанные деньги, но все также хотят, чтобы команда продолжила существование. Нам никто не помогает из руководства клуба. По ощущениям, всю ответственность перекладывают на футболистов.
– Какое настроение было перед возобновлением чемпионата?
– Не очень хорошее. Я видел сюжет «Матч ТВ» из Крымска, как Антон Килин показывал условия проживания команды на сборах. Честно, хотелось плакать, когда всё это увидел. И такие условия возникли не сейчас в Крымске или в текущем сезоне. Проблемы идут ещё с первой лиги, когда мы вышли в РПЛ и не получали премии. Этот пузырь рано или поздно должен был лопнуть. К сожалению, я не верю, что ситуация поменяется. Раз в несколько лет исчезают клубы, которые неплохо играли в премьер-лиге: «Тосно», «Анжи», «Кубань» и другие.
– Почему так?
– Футбол в России – это неправильный бизнес. Есть здоровое понимания футбола как бизнеса к Европе, а есть наше, где отдельным людям удаётся заработать, а система от взрослых команд до детских академий страдает.
– Если бы не долги, вы бы остались в «Тамбове»?
– Если бы их вообще не было, то да, это же премьер-лига. О ней мечтает каждый ребёнок, который занимается футболом. Это естественное желание.
– Когда поняли, что нужно уходить из «Тамбова»?
– Мы русские всегда ждём, что вот-вот всё поменяется в лучшую сторону. Конечно, уже не первый год было очевидно, что в организационном плане нездоровая атмосфера, но мы все ждали, что скоро проблемы закончатся. У меня не было в голове понимания, что я хочу уйти. Прекрасно осознаю, что я не великий футболист, и мало кто хочет меня забрать с руками-ногами. Да, были неприятные стычки с руководством, но мы все занимались своим любимым делом. Сейчас же я откликнулся на предложение из Румынии и очень рад этой возможности.
«Команда была у губернатора, он давал обещания, что не бросит клуб»
– Очевидно, что вы за время в «Тамбове» наслушались всякого, но что вас больше удивило в последнее время?
– В целом всё шокирует. Если перечислять каждый пункт, уйдут часы. Но для меня удивительно, что заявленные суммы для участия в премьер-лиге не доходят до персонала, сотрудников клуба, у которых мизерные зарплаты, не говоря уже о футболистах и тренерах.
Я читал новости и видел статьи, что футболисты «Тамбова» не готовы пойти на понижение зарплат. А почему футболисты должны на это идти с минимальными окладами по уровню премьер-лиги?
У нас было огромное количество встреч с руководителями клуба и властями Тамбовской области. Разговор вёлся всегда один: скоро всё будет, сейчас надо немного подождать. А когда начался крах, то это футболисты не хотят уступать свои же деньги. Это вы обманули жителей Тамбова, болельщиков, персонал клуба, про нас, игроков, уже не говорю.
– Кто именно из руководителей с вами общался?
– Команда была у губернатора, он давал обещания, что клуб не бросит. Но не думаю, что всё так просто. Наверняка у него тоже есть вопросы, куда делись деньги, если они выдавались.
Мне больше всего непонятен механизм. В Румынии, если местный футбольный союз принял документы от участника высшей лиги, клуб уже застрахован от досрочного вылета и уверен, что точно отыграет сезон. Как же у нас получается, что за несколько дней до первой официальной игры в году ничего не было известно, а на состав не хватало людей? Для меня это удивительно.
– Сколько руководство просило от вас простить долгов?
– 20-25%. Хорошо, мы были готовы. А через три дня проходит информация, что игроки не готовы простить 50% задолженности. Во-первых, лично ко мне никто не обращался, чтобы я простил половину всего долга, во-вторых, почему я и партнёры должны? Как раз это говорит о том, что обсуждали выше: что вся ответственность лежит на футболистах.
«В общей сложности «Тамбов» мне должен меньше 5 миллионов рублей»
– Больше всех от имени «Тамбова» выступает спортивный директор команды Павел Худяков. Какое у вас отношение к нему: он за футболистов или против?
– Сложно делить всё на чёрное или белое. Просто скажу, что слова Никиты в интервью полностью описывают и охарактеризовывают тех людей, которые руководят командой, и показывают всю атмосферу и анархию в этом клубе (речь о бывшем вратаре «Тамбова» Никите Чагрове, которого в день матча с «Ротором» клуб отзаявил и не сообщил ему об этом. Игрок назвал клуб грязным местом, – Прим. Metaratings.ru).
– За сколько месяцев вам должны в «Тамбове»?
– С сентября я не получал зарплату и все премии за премьер-лигу. Год назад я только получил часть премиальных за выход из ФНЛ в премьер-лигу, который был ещё годом ранее.
– В общей сложности задолженность перед вами исчисляется миллионами рублей?
– Да, конечно.
– Около 5 миллионов?
– Даже меньше.
– Нужно было вообще допускать такой проблемный клуб до премьер-лиги? Всё равно же проблемы были на поверхности.
– Конечно, надо пускать. Если команда по спортивным принципам поднялась в чемпионат России, то почему её не должны пускать? Нужна помощь от лиги. В Германии же команды живут в том числе за счёт денег, которые выделяются Бундеслигой. «Тамбов» в любом случае должен был выходить в РПЛ. Да, руководство много раз обещало реконструировать стадион и тоже обманывало, но не понимаю, почему мы не можем играть на таких аренах в премьер-лиге, если клуб своими силами вышел в турнир.
Вообще, каким бы ни был стадион, погодные условия не позволяют играть на качественном газоне большую часть сезона. Зато играем по системе осень-весна, как в Европе. Правда, победы в Кубке УЕФА от ЦСКА и «Зенита» были, когда мы играли по старой системе. Никакой пользы для российского футбола от этого перехода я не вижу.
Ну как можно 18 декабря играть в Саранске в -13 градусов, а летом проходить сборы и не играть? Как индустрия в целом может радоваться такому футболу, когда пустые трибуны, а по телевизионной картинке снег?
«Для начала нужно рассчитать по долгам, а потом хоть Месси заявляйте и ставьте тренером Тедеско»
– «Тамбов» в итоге спасли всем миром, а некоторые команды лиги отдали своих футболистов в аренду клубу. Стоит так поступать?
– Не сильно понимаю такую логику. Для начала нужно рассчитаться с людьми, которым должны: футболисты, тренеры, врачи, массажисты, остальной персонал клуб. Потом хоть Месси заявляйте, а Тедеско ставьте тренером (смеётся).
Действия лиги и РФС понятны: не нарушать целостность чемпионата и спокойно доиграть сезон. Но надо ставить главной задачей помочь клубу, а не просто дать шанс доиграть ему сезон, а дальше будь что будет.
Уже видел новость , как тамбовские чиновники предлагают создать в следующем сезоне новую команду, которая не будет иметь отношения к «Тамбову». Как будто ничего не произошло. Получилось – и ладно.
– Как думаете, лига и РФС сохранили имидж, предоставив помощь «Тамбову»?
– Да, они сохранили имидж, но проблемы с исчезновением профессиональных клубов остались. С опасением жду ближайших месяцев, потому «Тамбов» ещё может повторить судьбу «Тосно», «Амкара» и других клубов, чего очень бы не хотелось.
– Вы отозвали своё заявление из палаты по разрешению споров?
– Нет, но по моему заявлению пока не прошло заседание, и оно не мешает клубу проводить заявочную кампанию (после записи интервью стало известно, что РФС запретил «Тамбову» регистрировать новичков из-за долгов перед Шляковым. Однако действие запрета началось после закрытия трансферного окна, – Прим. Metaratings.ru).
– В бытовом плане что было самое тяжёлое в последние полгода?
– Постоянное ожидание, что нам перечислят хотя бы какие-то деньги.
Были проблемы с поездками на игры. Бывало, что команда не могла улететь на одном самолёте. Часть команды летала через Москву, кто-то добирался до Пензы, а оттуда ехал до Саранска на машине, доктора на поезде добирались до Саранска. Это нереально представить в российской премьер-лиге, а у нас было.
– После этих историй хочется возвращаться в футбольную Россию?
– Я простой русский парень, который любит свою страну, все родные живут здесь, прошёл путь от КФК до премьер-лиги. Сейчас передо мной новый вызов – попробовать свои силы в европейских чемпионатах и ощутить жизнь за пределами России, чтобы соскучиться по родному дому.
Уверен, мне есть куда прогрессировать. В своем первом интервью в жизни я говорил, что хочу поиграть в Европе. Рад, что удалось воплотить в жизнь мою маленькую юношескую мечту. Теперь буду стараться её развить дальше. Поэтому на данный момент моя цель освоиться в своём первом европейском клубе и продолжить путь по нарастающей.