2022 год заканчивался на фоне важной для российского футбола дискуссии: оставаться в УЕФА или пытаться перейти в Азиатскую конфедерацию футбола? Основной аргумент сторонников перехода – возможность играть в официальных матчах, но про клубный футбол в Азии нам известно не так много.
Зато на себе его прочувствовал нападающий «Балтики» Дмитрий Барков. Вместе с клубом из Калининграда форвард рвётся к историческому событию. После первой части сезона «балтийцы» лидируют в Мелбет Первой лиге и близки к тому, чтобы спустя четверть века вернуться в элиту российского футбола.
Барков пришёл в команду перед этим сезоном и теперь играет важную роль опытного футболиста внутри команды. За карьеру он успел поиграть много где – от Эстонии до Хабаровска. А ещё в 2017-м он выступал за «Истиклол» из Таджикистана. С ним россиянин стал чемпионом страны и дошёл до финала Кубка АФК – второго по значимости клубного турнира Азии. В разговоре с нами 30-летний игрок рассказал о сильном сезоне «Балтики» и поделился массой историей про азиатский футбол.
Из интервью Metaratings.ru с Барковым вы узнаете:
- что самое сложное в азиатском футболе;
- почему его команда 3 раза меняла форму в матче на Филиппинах;
- как в Индии местные болельщики реагировали на поражение своей команды;
- для чего в Таджикистане резали барана перед матчем;
- почему он отказался от перехода к чемпиону Кубка АФК из Ирака;
- как бы выступали в азиатском аналоге Лиги Европы клубы из России;
- почему Дмитрий не уверен в пользе перехода РФС в Азию;
- общается ли со знакомыми из Эстонии и как относится к скандальной встрече Карпина с эстонскими футболистами.
«Игнашевич мог бы ещё играть на высоком уровне, но сейчас ему интереснее тренировать. Он на 100% готов к РПЛ»
– Впервые за 25 лет «Балтика» близка к выходу в РПЛ. Не давит лидерство?
– Мы вообще об этом не думаем. Пока даже вслух внутри команды не произносим, что мы впереди. Всё может перевернуться за два тура, а впереди 14 игр. Мы просто очень соскучились по работе после отпуска. Мы здорово провели концовку первой части сезона, и сейчас все нацелены на то, чтобы решить задачу по выходу «Балтики» в Премьер-лигу.
– Многие годы «Балтика» заявляла о цели вернуться в элиту. Менялись руководители, тренеры, футболисты, но именно после твоего прихода летом случился прорыв. Интересное совпадение.
– Хотелось бы стать талисманом! В «Химках» команда вышла в Премьер-лигу со мной. С Хабаровском играли в стыках. Так что мы должны со мной выходить в Премьер-лигу (улыбается).
– Многое для этого делает Сергей Игнашевич. Как оцениваешь его работу в этом сезоне?
– Он вносит колоссальный вклад в наш хороший сезон. Его психология победителя передаётся нам, мы чувствуем уверенность благодаря тренеру. Можно взять 20 футболистов Премьер-лиги и ничего с ними не сделать, а можно с не самыми звёздными игроками прорваться за счёт тренерской работы. Это как раз наш случай, он очень сильно помогает нам.
– Ты работал с Талалаевым, Юраном, которые, в отличие от Игнашевича, уже работали в РПЛ. Чем он от них отличается?
– Не хочу его сравнивать с Талалаевым или Юраном, все трое очень разные и хорошие тренеры. Скажу только, что Игнашевич обладает невероятным спокойствием. Обычно у тренеров бывают срывы, они могут напихать на тренировках или на эмоциях даже говорить чуть ли не об отчислении из команды. У Игнашевича же всегда всё очень спокойно. Нет никакой паники, всё очень чётко и спокойно доносит. Думаю, ему в этом помогает огромный опыт игрока.
– Свою карьеру он пытается вспомнить на тренировках?
– В сезоне он иногда подсказывает нападающим, как лучше сыграть, всё-таки он выступал против сильнейших форвардов мира, знает сильные и слабые стороны игроков атаки.
Иногда после тренировок он оставлял нас и показывал на себе, как лучше действовать. Попробуй его обыграть! Выходить против него всё ещё сложно, хотя он закончил карьеру несколько лет назад. Думаю, если ему дать форму и заявить на сезон, он бы мог ещё играть на высоком уровне. Даже сейчас он бы смотрелся не хуже людей, которые выступают в нашем футболе.
Но сейчас видно, что ему очень интересно заниматься тренерской работой. Он на 100% готов к Премьер-лиге. Думаю, там он будет с «Балтикой» в следующем году.
– Для тебя сыграть в РПЛ – это отдельная мечта?
– Да, я стремлюсь к этой мечте. Мне никто и никогда не помогал, я всего добивался только своими силами, поэтому для меня будет очень важно в конечном итоге оказаться в РПЛ. Мы отдадим всё, чтобы там оказаться с «Балтикой».
– Последние матчи прошлого года показали, что «Балтика» выглядит сильнее даже прямых конкурентов. Не кажется, что команда готова играть в РПЛ даже без усиления?
– 100%. У нас есть опытные ребята и те, кто уже выступал на высшем уровне. При нынешнем уровне Премьер-лиги мы готовы уверенно играть там. Нам бы потребовалось пару туров, чтобы привыкнуть к скоростям, а дальше мы бы были бы не ниже первой десятки команд, а, возможно, и выше.
«Первое, что приходит в голову о футболе в Азии, – высокая температура и влажность. Неподготовленным людям будет очень жарко»
– В конце года генеральный директор «Балтики» Кирилл Волжёнкин дал большое интервью Metaratings.ru. Когда обсуждали возможный переход РФС в Азию, он отмечал тебя как редкого человека с опытом игры в азиатских кубках. Каким тебе запомнился местный футбол?
– Я поиграл там год в сильнейшем клубе Таджикистана «Истиклоле» и был доволен уровнем международного клубного футбола. Мы играли в местном аналоге Лиги Европы и дошли до финала. Там достаточно сильные команды, очень крутые стадионы. Мы играли в Индии и на Филиппинах. Там такая атмосфера футбола, какой не встретишь в России. Уровень команд там очень высокий. Я смотрел игры азиатского футбола, какие-то команды могли бы выступать на уровне Премьер-лиги.
– При словосочетании азиатский футбол, что самое первое приходит тебе в голову?
– Это высокая температура и влажность. Неподготовленным людям будет очень жарко там играть. В дни матчей температура доходила до 50 градусов, тяжело даже дышать при такой погоде. Сами матчи проходят вечером, когда жара чуть спадает, но бывают исключения. Одна игра проходила в обед, и нам приходилось терпеть, когда было около 50 градусов.
– Был памятный матч в Казани в 2009 году, когда полузащитник «Рубина» Пётр Быстров потерял сознание из-за высокой температуры, и врачи спасли ему жизнь. Но тогда было «всего» 35 градусов.
– А в Азии приходится терпеть куда более высокие температуры. Если говорить об игре, когда было почти 50 градусов, то было жёстко. Мы вышли без разминки и сразу выскочили из раздевалки на игру.
– На Филиппинах вы ещё столкнулись с высокой влажностью. Как тело приняло это испытание?
– За два тайма мы сменили полностью три игровых комплекта, всё было насквозь мокрое. Никогда такого не ощущал. Уже после разминки можно было менять форму.
– Думаю, на всю Россию будет всего несколько человек, которые смогут описать профессиональный футбол на Филиппинах. Какой он?
– По инфраструктуре сложно будет удивить того, кто играл в нашей второй лиге. Сумасшедших раздевалок там нет. Поля там везде натуральные. В футбол играют тоже ногами, как и мы. Никаких филиппинских единоборств на поле от местных футболистов не заметили. Но и суперсложной командой их я не назову, хотя они дошли до четвертьфинала. В Душанбе мы их разгромили 4:0, а там сыграли вничью.
«Стадион «Балтики» в 10 раз лучше, чем у участников плей-офф Кубка АФК»
– В полуфинале вы играли с командой из Индии. Чем она запомнилась?
– Там уже до раздевалки был высший класс. Начнём с того, что команду тренировал бывший тренер «Барселоны» (Альберт Рока, входил в штаб Франка Райкорда и выигрывал с каталонцами чемпионат Испании и Лигу чемпионов, – прим. Metaratings.ru), ему помогали другие испанцы. Игроки приезжали на игру в смокингах, с барсеточками в руках. Очень стильно выглядела команда. Внешний вид – Лига чемпионов УЕФА. Мы приезжали кто в чём, а они в сшитых под заказ костюмах. Но это только внешне красиво, сильно им костюмы не помогли. Мы их обыграли и прошли в финал.
– Людям с трибун в Индии интересен футбол?
– Стадион был наполовину заполнен, местные активно гнали своих вперёд. Но есть необычная особенность у них. Мы их обыграли, а фанаты после игры аплодировали нам больше, чем им. Никто не свистел, тем более никто ничего не бросал в нашу сторону. Поддержка была удивительная, с трибун люди кричали: «Поздравляем, молодцы!» Для них футбол, как я понял, напоминал шоу, в котором развлекают обе команды. Это реакция от них была очень интересной.
– Команды из Индии и Филиппин какое бы место занимали в российском футболе?
– Точно показали бы неплохо себя в Первой лиге. Про Премьер-лигу сказать сложнее, но в целом очень сложно сравнивать. Совершенно другой менталитет футбола. Тоже играют, но всё немного отличается от того, что мы представляем в футболе и в наших лигах. Наверное, большую роль играют климат и погода даже в стиле футбола.
В целом, конечно, уровень футбола там заметно отличается. Стадион «Балтики» в 10 раз лучше, чем у участников плей-офф Кубка АФК – второго по значимости клубного турнира Азии. Зато там очень страстно болеют. На всех домашних матчах в Душанбе у нас был полный стадион, который вмещает 23 тысячи человек. Причём финал, куда мы прошли, тоже проходил у нас.
«В Кубке АФК «Зенит», «Спартак» и другие наши топы каждый год всех бы побеждали. Но в Лиге чемпионов было бы труднее»
– Наверное, особенно грустно было проигрывать финал перед своими трибунами?
– Конечно. Но та команда («Аль-Кува», – прим. Metaratings.ru) была очень хорошего уровня, мы сыграли 0:1. Запомнилось, что у команды из Ирака выходили очень крепкие ребята. Казалось, что даже с лишним весом. Но, как только они вышли на поле, сразу стало понятно, почему они играют в финале. Бывало, что такой крепенький парень бежал 100 метров на скорости, а затем сразу обратно в таком же темпе, и вообще не уставал. При этом ты в такой жаре готов бежать в два раза меньше. В целом, выносливость у азиатских команд невероятная.
Забавно, что после игры ко мне подошёл тренер клуба из Ирака и с переводчиком и пригласил меня в команду. Но я не решился туда поехать.
– Не жалеешь сейчас?
– Нет. Всё, что ни делается, – к лучшему. Но попробовать можно было.
– Что остановило?
– Вопрос безопасности. На тренировки их тогда забирал автобус и под сопровождением охраны с автоматами отвозил на стадион. Пришлось бы жить в графике дом – тренировка – дом. Потому что выходить куда-то опасно. Я к такому не был готов. Тем более семью не привезти. Думаю, было бы тяжеловато.
– Тот клуб из Ирака выглядел уже намного сильнее команд из Индии и Филиппин?
– Да, даже думаю, что в нынешней ситуации он бы играл в нашей Премьер-лиге. Года два назад ещё было бы тяжело представить, но сейчас такая команда спокойно бы показывала себя во второй восьмёрке. В те годы они три раза подряд выиграли Кубок АФК, сильная команда.
– В Кубке АФК играют страны, чей рейтинг не позволяет выступать в Азиатской Лиге чемпионов. Но если Россия решится на переход в Азию, то начинать, скорее всего, придётся с самых низов. Получается, что «Зенит», «Спартак», ЦСКА и другие топы в теории начнут борьбу с Кубка АФК. Они бы там всех выносили?
– Именно в этом турнире, думаю, да, каждый год всех побеждали бы. Но вот в Лиге чемпионов было бы труднее. Там уже играют команды из Японии, Кореи, Китая, Саудовской Аравии, где теперь играет Роналду. Вот там уже тяжело играть.
– Вы попали в одну группу Кубка АФК с двумя командами из Кыргызстана и ещё одной из Туркменистана. Как так вышло?
– Как раз вроде бы начиная с нашего года, организаторы поделили турнир на две большие зоны. Так, на групповом этапе команды, например, из Таджикистана или Киргизии не могли встретиться с клубами из той же Индии или Филиппин. Зато получилось так, что от Киргизии две команды попали в одну группу.
То есть, если вдруг российские клубы когда-нибудь окажутся в этом турнире, они не будут сразу играть с далёкими командами. Есть страны, которые расположены намного ближе. Можно рядышком сыграть, далеко лететь не надо. Из группового турнира самая необычная игра была в Туркменистане. Это очень закрытая страна, в клубе долго делали разрешение на въезд туда. Но сама столица очень красивая. Весь город белый, стадион тоже очень крутой и в золоте. Ещё и стоит на фоне гор.
«В Таджикистане перед финалом Кубка АФК на поле зарезали барана»
– Ты провёл в Азии всего год. Скучаешь?
– Иногда вспоминаю то время. Даже сейчас продолжаю следить за результатами «Истиклола», тем более недавно команду возглавил Игорь Черевченко. Думаю, я мог бы в Азии ещё успешно поиграть.
Условия для жизни в Таджикистане классные. Погода весь год прекрасная. В январе я на подписание приехал в одной кофточке, так же и уезжал в декабре. Ещё очень вкусная еда, хоть и жирная, поэтому приходилось себя контролировать. Вообще, я благодарен Таджикистану за всё. Даже предложение своей будущей жене я сделал в Душанбе!
– В странах Центральной Азии любят перед важным матчами принести в жертву барана. В «Истиклоле» было такое?
– Точно знаю, что перед финалом Кубка АФК зарезали барана на поле. Считается, что это приносит удачу. Я этого не видел, но отношусь к такому нормально, потому что это местные традиции. Нужно их уважать. Никакого отвращения у меня не было.
– Сборная России познала гостеприимство Таджикистана, когда играла там осенью. Только поле было в ужасном состоянии. Сергей Песьяков получил там травму и назвал газон ковром.
– Я его прекрасно понимаю, на этом поле ещё я играл шесть лет назад. Газоны не везде в Азии на отличном уровне. Для меня это странно, потому что климат в этих странах прекрасный. Даже тогда мне казалось странным, что постелили искусственный газон на главный стадион страны. Наверное, не хотят заморачиваться.
«Лучше из Таджикистана летать в Индию, чем из Хабаровска в Калининград»
– Противники перехода в РФС говорят о дальних перелётах. Ты летал из Душанбе в Индию и на Филиппины. Но и в России у тебя богатый опыт, ведь ты играл и в Хабаровске, и в Калининграде. Где летать труднее?
– Сам полёт из Душанбе на Филиппины не очень длительный. Зато мы долго ждали пересадки в Эмиратах – примерно 9 часов. Само ожидание убивало, потому что мы сидели в аэропорту всё это время. Но дорога из Хабаровска в Калининград ещё хуже. Мне после двух лет игры в Хабаровске уже никакие полёты не страшны, я их вообще не чувствую. Хабаровск и ФНЛ в этом плане беспощадны, особенно когда были «тройники». Три перелёта за семь дней – жесть. Лучше в Индию летать из Таджикистана, чем из Хабаровска в Калининград. Я до сих пор удивляюсь, как я смог там пережить два года.
– Как относишься к идее перехода России в Азию?
– Не могу точно сказать, станет ли для нас это положительным шагом. Я бы рассматривал такой вариант, если бы нам точно сказали, что лет на 10 нас не допустят к турнирам в Европе. Но в другом случае не уверен, что это поможет развитию наших клубов, которые ещё недавно играли с «Челси» и «Ювентусом» и боролись за самые высокие места. 100%, что после игр с европейскими топами случится культурный шок.
Вместо этого будут играть в Азии на искусственных полях. С непривычки это очень опасно. Вот даже с Песьяковым мы вспомнили случай, который только сыграл в Таджикистане и сразу травмировался. Если бы постоянно российские клубы играли в Азии, то у нас было бы очень много травм. Поэтому футбол был бы по качеству ниже от людей, которые в Европе на хорошем поле могли бы сыграть по-другому.
– Зрителям будет интересно за матчами российских клубов в азиатских турнирах?
– Местным болельщикам будет очень интересно увидеть «Зенит», «Спартак» и другие наши большие клубы в Азии. Для них это будет шоу, стадионы бы заполнялись в три раза больше, чем в чемпионате России. А вот среди зрителей в России, думаю, мало бы кто смотрел за играми с азиатскими командами. У нас и РПЛ-то сейчас слабо смотрят после отъезда иностранцев, интерес падает. Но зато мы бы подарили сумасшедший ажиотаж своим участием болельщикам из Азии.
«Непонятно, за что в Эстонии осуждают футболистов после встречи с Карпиным. Ощущение, что иностранцам с нами нельзя разговаривать»
– У тебя есть уникальный опыт, ведь ты играл не только в азиатском чемпионате, но и в европейском. Чемпионат Эстонии сравним с Кубком АФК?
– В Азии играют намного сильнее, если мы говорим про местный аналог Лиги Европы, я не беру чемпионат Таджикистана. Но Эстония – отличное место для старта карьеры. Многие молодые у нас рано получают хорошие деньги и не хотят искать игровую практику. Я же в Эстонии получил важный опыт.
– Тебе как человеку из Санкт-Петербурга, наверное, ближе эстонская действительность?
– В Эстонии было комфортно, потому что играл в Нарве, а там все говорят на русском языке. В Таллине уже больше говорят на эстонском, хотя всё равно в странах Прибалтики играть комфортнее, чем в Азии. Во всех смыслах Эстония к нам ближе, чем Азия: от питания до подготовки к матчам.
– Со знакомыми из Таджикистана и Эстонии продолжаешь держать связь?
– С некоторыми людьми из обеих стран списываемся. Слежу за играми и эстонской, и таджикской команды.
– Если Таджикистан публично не менял отношение к России, то в Эстонии отношение к стране ухудшилось. С тобой стали хуже общаться знакомые?
– Я не заметил такого. С одним знакомым как общались, так и продолжаем. У меня дядя с тётей живут в Нарве всю жизнь, у них никаких проблем нет. К тому же там все говорят на русском языке.
– Кстати, про Нарву. Самый известный уроженец оттуда в российском футболе – Валерий Карпин. Недавно он встречался в Эстонии с местными футболистами, за что потом игрокам пришлось оправдываться и приносить извинения. Что думаешь об этой ситуации?
– Я этого вообще этого не понимаю, отрицательно отношусь. Давно знакомые люди посидели, поговорили о футболе. Для меня не важно, русский или не русский человек сидит напротив, если с ним интересно общаться. Уверен, что они общались на какие-то спортивные темы, не вижу ничего плохого.
Такое ощущение, что иностранцам с нами нельзя ни о чём разговаривать. Никто с нами играть не хочет. Не понимаю, почему такое происходит, потому что спорт должен объединять людей в любое время. Для меня абсолютно непонятно, почему в Эстонии осуждают своих футболистов за встречу с Карпиным, который сам родился в Эстонии (также у Карпина есть гражданство Эстонии, – прим. Metaratings.ru).
Список новостей
– Сам Карпин говорил, что хотел бы жить в Нарве на пенсии, хотя человек без проблем может жить в тёплой Испании. Ты бы мог тоже остаться там?
– Никогда не думал о жизни в других странах. Зато после перехода в «Балтику» понял, что хочу пожить в Калининграде. Мне этот город очень понравился. Здесь много родственников у жены, великолепный город. Во всех городах и странах, где раньше играл, никогда не было таких мыслей, потому что я люблю родной Санкт-Петербург. Но Калининград стал для меня откровением, я бы здесь пожил даже без привязки к команде.
– Возможно, удастся совсем скоро там пожить уже в статусе игрока Премьер-лиги.
– Да, это сейчас самое важное. Мы очень хотим оказаться в РПЛ. Если бы не поддержка наших болельщиков, вряд ли бы что-то получилось в первой половине. В этом сезоне трибуны показывают себя настоящим двенадцатым игроком. Надеюсь, что мы их достойно отблагодарим. Мы сделаем всё, чтобы в мае вместе с болельщиками отпраздновать выход в РПЛ.