Фрибет 1000 TJS
Рунет выбирает
80
79
77
72

Говорят, «Барселона» близка к банкротству. Его можно избежать, но нужна полная перезагрузка

Читать полностью

«Барселона» оказалась в отчаянном положении, причём настолько, что в заголовках материалов на испанских сайтах всё чаще появляется слово «банкротство». На прошлой неделе стало известно, что представители каталонского клуба попросили банки Goldman Sachs, Allianz, Barings, Amundi и Prudential отсрочить возмещение долгов — на данный момент клуб не способен погасить кредиты. Metaratings.ru разбирается в запутанной ситуации.

Что случилось?

Согласно последним финансовым данным (главным образом отчету клуба, углубленному инсайдерской информацией), долг «Барселоны» составляет 1,2 миллиарда евро, из которых приблизительно 730 млн должны быть выплачены в краткосрочной перспективе. Из них 266 млн — это долг перед кредиторами, который надо погасить до 30 июня. 164 млн клуб должен персоналу и футболистам и около 300 млн — в иных секторах.

Сейчас же у клуба даже нет средств на зарплаты футболистам. Как сообщает COPE , игроки «Барселоны» получают деньги двумя траншами — в июне и декабре. В конце года приходит зарплата сразу за второе полугодие, но на этот раз выплаты были задержаны. Ожидается, что игроки получат деньги в феврале.

Примерно 126 млн фунтов каталонцы должны другим клубам. Например, «Барселона» всё ещё не перевела 29 млн евро «Ливерпулю» за переход Филиппа Коутиньо в 2018 году, 16 млн евро — «Аяксу» за Френки де Йонга, 10 млн евро — «Бордо» за Малкома (притом, что уже «Барсе» 9 за него должен «Зенит») и так далее. И эти задолженности команда обязана погасить к 30 июня, чтобы не нарваться на баны от УЕФА и ФИФА.

Всё это проходит на фоне политической неопределенности — Жозеп Бартомеу, чья политика отчасти и привела к такой ситуации, покинул клуб осенью, а выборы нового президента пройдут только 7 марта. Новый руководитель столкнется не только с финансовыми трудностями, но и с последствиями возможного ухода Лионеля Месси.

И прежде чем приступать к разбору, следует прописать важнейшую ремарку: «Барселона» позиционирует себя не как футбольный клуб, а как спортивное сообщество. И финансовые отчеты раскрывают экономику всей организации, в которую входят женская футбольная команда, баскетбольная, гандбольная, мини-футбольная, регбийная, волейбольные команды.

Такие долги — это ненормально?

И да, и нет. Особенность футбольной экономики заключается в том, что топовые клубы зачастую всегда кому-то должны. Например, осенью прошлого года задолженность «Манчестер Юнайтед» перед кредиторами составляла 474 млн фунтов, и по сравнению с 2019 годом эта сумма увеличилась примерно на 204 млн.

Есть еще более необычные кейсы: «Челси» должен был в конце 2019 года Роману Абрамовичу свыше миллиарда фунтов. Просто все свои инвестиции владелец лондонского клуба прописывает как займы. И таких примеров в Европе достаточное количество — клубы берут кредиты, со временем либо их выплачивают, либо реструктуризируют. Пока топ-клубы еще не банкротились, но 11 лет назад к этому был очень близок «Ливерпуль».

Долг второго испанского суперклуба, «Реала», по оценкам испанских аналитиков на данный момент составляет 901 млн евро. Но это показатели общего долга, чистый же составляет — 355 млн. Это гигантские деньги, но большую часть кредитов, в отличие от «Барсы», мадридцы направили на реконструкцию «Сантьяго Бернабеу».

Гигантская задолженность — свыше 1 млрд евро — так же, как у «Реала», связана с вложениями в инфраструктуру. Клубу потребовались 815 млн евро на реконструкцию «Камп Ноу», а также средства на строительство новой арены для баскетбольного клуба на 12 тысяч мест. Но все это долгосрочные кредиты, которые будут выплачиваться 30 лет. Проблема «Барселоны» именно колоссальном краткосрочном долге, который клубу надо выплатить в течение года.

Как же так получилось?

Жозеп Бартомеу

Главная проблема «Барселоны» — безумно раздутый зарплатный фонд. По оценкам испанских экспертов, каталонцы тратят почти 75% своих расходов на гонорары футболистов, хотя в чемпионате Испании установлен лимит в 70%. У топовых европейских клубов этот показатель колеблется в пределах 45–60%.

«Барселона», как и другие европейские клубы, договорилась со своими футболистами о временном сокращении зарплаты. Вот только здесь есть одна загвоздка — недоплаченные деньги переносятся на будущие годы, тем самым, увеличивая долговую нагрузку организации.

Как отмечает блог Swiss Ramble, несмотря на снижение зарплатного фонда на 55 млн евро, вся эта экономия была компенсирована увеличившейся амортизацией трансферов. Это также одна из особенностей ведения футбольного бизнеса — потраченные на покупку игрока средства в бухучетах фиксируются не как единовременная выплата, а как несколько ежегодных взносов, пока действует контракт игрока.

Общая выручка команды за год снизилась с 990 млн до 855 млн евро, а без учета продаж футболистов этот показатель падает до 729 млн. Наибольшие потери каталонцы понесли в ТВ-доходах — по сравнению с сезоном 2018/19 за год доходы снизились с 298 млн евро до 248 млн. Отсутствие болельщиков на стадионе сильнее ударит в отчете за текущий сезон, так как в прошлом «Камп Ноу» пустовал лишь три месяца.

Так что неудивительно осеннее заявление Бартомеу о том, что «Барселона» не против вступления в потенциальную европейскую суперлигу. В условиях пандемии клуб уперся в потолок экономических возможностей, и неизвестно, когда жизнь вернется в доковидное русло.

На что рассчитывала «Барса»?

Бартомеу перед началом прошлого сезона заявлял , что «Барселона» рассчитывает стать первым клубом в истории футбола, заработавшим за сезон свыше миллиарда евро. И это была вполне достижимая цель — доходы сине-гранатовых росли на протяжении 8 лет подряд. В финансовом отчете подчеркивается, что без пандемии пандемия клуб показал бы не убыток, а минимум прибыль в 2 млн евро.

По планам руководства «Барсы», прирост доходов должен был случиться за счёт прибыли с открывшихся по всему миру официальных магазинов команды. К тому же, в отличие от всех других европейских грандов, бюджет клуба пополняется и за счёт туристов, приезжающих на отдых в Каталонию. Например, только из-за закрытия музея на последние 3,5 месяца сезона «Барселона» недосчиталась 18 млн евро .

Однако, у этих экономических ожиданий есть и обратная сторона медали. Ежегодно росли и расходы команды, зарплатный фонд был одним из самых больших во всем спорте вообще. И этот процесс никак нельзя было остановить, особенно с трансферной политикой Бартомеу. Вот и получается, что «Барселона» должна была каждый год показывать космические показатели доходов, чтобы хоть как-то оставаться на плаву.

Иными словами: обычно чем больше зарабатывает клуб, тем больше он тратит. В «Барселоне» эта последовательность была нарушена — чем больше тратила команда, тем больше она должна была зарабатывать. Это крайне рискованная схема ведения бизнеса, и при форс-мажоре этот пузырь должен был лопнуть. Что и получилось.

Что дальше?

7 марта пройдут выборы нового президента «Барселоны», который и должен будет разгрести этот бардак. Его первоочередной задачей будет договориться с банками о реструктуризации и переносе кредитов, дедлайн которых уже 30 июня.

Следом надо найти сотни миллионов для выплат зарплат и трансферных задолженностей. У «Барсы» есть внутренние активы для этого — они могут продать футболистов и продать права на название «Камп Ноу». Да, из-за этого сосьос будут в гневе, но нейминг может принести клубу необходимые десятки миллионов.

Третья задача — разобраться с Лионелем Месси. Вероятность, что аргентинец уйдёт, крайне велика, и это сильно разгрузит зарплатный фонд. Вот только с ним уйдут и спонсорские контракты, а также миллионы зрителей, которые следили за «Барсой» исключительно из-за Лео, что тоже приведёт к заниженным предложениям от рекламодателей.

Особенно обиден для руководства «Барсы» тот факт, что возможно последние игры Месси за команду проходят при пустых трибунах, хотя из этого можно было бы выстроить всю маркетинговую программу за сезон. Например, стоимость билетов на последние матчи Кобе Брайанта за «Лос-Анджелес Лейкерс» достигали тысяч долларов, и «Барселона» благодаря 100-тысячному «Камп Ноу» могла бы заработать колоссальные деньги.

Для футболистов задача-минимум на сезон — попасть в топ-4 чемпионата Испании, что даст путевку в следующий розыгрыш Лиги чемпионов. Это принесет клубу минимум 50 млн евро в следующем сезоне. На победе над «ПСЖ» и выходе в четвертьфинал нынешней ЛЧ «Барселона» сможет заработать дополнительные 13 млн евро минимум.

В итоге, благодаря имеющимся внутренним резервам каталонцы должны избежать банкротства. Но уже в будущем сезоне начнется этап существенной экономии и сокращения расходов. Если «Барса» будет стабильно в течение нескольких лет выходить в ЛЧ, то эта экономическая перезагрузка будет не особо болезненной. Но если же хотя бы раз команда провалится в чемпионате страны, то последствия могут быть самыми неожиданными.

Что делать с реконструкцией «Камп Ноу»?

Главная задача на ближайшие годы — это продолжить проект Barca Espai и начать реконструкцию «Камп Ноу». На это потребуются свыше 850 млн евро, и сейчас клуб ищет дополнительные источники инвестиций. Вряд ли банки выделят их из-за финансовых проблем, но если не приступить к проекту, в будущем каталонцы будут все больше отставать в экономическом плане не только от «Реала», но и от «Атлетико».

В самой Испании сейчас не уверены, что проект будет реализован. По словам экономиста Марка Сирии, который был финансовым помощником Жоана Лапорты в 2015 году, когда тот выдвигался на выборы президента, на данный момент руководство клуба использует кредит, выделенный на стадион, чтобы покрыть долги перед футболистами.

Естественно, что в такой ситуации клубу придётся как-то восполнять эту дыру. По оценкам Сирии, в ближайшие 10–15 лет о реконструкции стадиона можно будет забыть, так как у клуба не будет средств. При этом «Барсе» все равно надо будет выплатить уже взятый кредит.

Проект реконструкции «Камп Ноу»

Эксперт считает, что, если в перспективе клуб будет стремиться «убить сразу всех зайцев», и возьмет на это новые кредиты, то все это непременно закончится потерей активов, вплоть до перехода всего клуба под контроль банков. Сириа считает, что даже без пандемии этот кредитный пузырь и так бы лопнул.

Так что новому президенту в любом случае придется перезагружать клуб, и потерянные годы отразятся на будущем команды. Если, конечно, вдруг на голову каталонцев не упадут сотни миллионов премиальных от Европейской суперлиги.

Пострадал ли кто-то сильнее, чем «Барселона»?

Прежде всего стоит отметить, что «Барселона» — это всё-таки клуб из другой галактики по сравнению со среднестатистическими. Маленькие клубы, которые живут благодаря продаже билетов, естественно, пострадали куда сильнее, чем каталонцы. Но среди топ-команд таких мощных последствий коронакризиса нет ни у кого.

«Барселона» с колоссальным отрывом «лидирует» в рейтинге самых убыточных клубов чемпионата Испании, их убыток после налогов более чем на 90 млн евро больше, чем у предпоследней команды — вылетевшей «Мальорки». Но, опять же, сюда входит убыток и от других команд «Барселоны». «Реал» и «Атлетико» благодаря экономии на зарплатах и снижению издержек даже в такой тяжелый сезон практически смогли выйти на самоокупаемость.

Президент «Реала» Флорентино Перес

Но в Европе среди больших клубов есть те, которые пострадали больше, чем «Барса». Например, убыток «Ромы» составил безумные 204 млн евро, «Милана» — 195. Также за стомиллионный минус перешли «Интер» (100) и «Эвертон» (158). И «Ювентус» с Криштиану Роналду оказался убыточен на 90 млн евро. Вот только у всех этих клубов нет таких проблем к кредитами, как у «Барсы».

Что же касается снижения уровня непосредственно доходов, то есть один клуб, который оказался потерял ещё больше денег, чем «Барса» — это «Манчестер Юнайтед». Клуб семейства Глейзеров недосчитался 133 млн евро.

Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 5
Реклама 18+